logo

Санкт-Петербург , ул. Малая Морская , д. 11, литера А, оф 400

Пн-Пт с 9:00 до 19:00
Сб-Вс - выходной

Главная

/

Наш блог

/

Проект финансирования уборки несанкционированных свалок

Проект финансирования уборки несанкционированных свалок

Рассмотрим новый закон об ответственности за ликвидацию несанкционированных свалок в России

Время прочтения

5 минут

«Сохраним окружающую среду для наших детей!» — этот лозунг давно перестал быть пустым звуком. Ежегодно власти рассматривают проекты, направленные на улучшение экологической ситуации, очистку воздуха и воды. Но камнем преткновения в этом вопросе стал банальный мусор. Так, прошлогодняя статистика гласит: 19 000 свалок было ликвидировано, а 16 000 появились в других местах. Во избежание подобных ситуаций Министерство природных ресурсов и экологии России предложило определить ответственных за чистоту и расставить все точки над «i».

Содержание проекта и сроки его рассмотрения

По инициативе Министерства природных ресурсов уборка несанкционированных свалок будет находиться в ответственности муниципальных органов власти. Причем ликвидировать скопления твердых бытовых отходов они будут обязаны на всех федеральных землях, в том числе и не имеющих кадастрового разграничения. Таким образом, в ведении муниципальных образований окажутся все природные массивы, не принадлежащие юридическим и физическим лицам. Ответственность за частную собственность останется на ее владельце.

Проекты ликвидации свалок направлены на рассмотрение до 8 сентября. Предполагается, что за лето будут решены вопросы, которые на сегодня остаются открытыми. Среди них:

  • Определение несанкционированной свалки. Разработчики законопроекта подчеркивают, что финансирование не должно расходоваться на мелкий мусор, такой как скопления окурков под окнами и пакеты, оставленные под лавками – все это можно убрать в рамках обычных субботников и регулярного поддержания чистоты местности.
  • Финансирование. Каждый раз выделять субсидии на ликвидацию несанкционированных свалок – это долго и непродуктивно. Поэтому предлагаются альтернативные источники поступлений в бюджет, такие как поступления в бюджет платежей за загрязнение воздуха и воды, штрафы за нарушения природопользования и другие.
  • Техническое обеспечение. Прицепы для ТБО и устройства для погрузки имеются далеко не у каждой коммунальной службы. Поэтому не исключается тот факт, что на покупку техники для уборки будут выделяться субсидии.

Новый проект призван радикально изменить ситуацию со свалками по всей стране. Ведь сейчас объем обязанностей местных властей по сохранению порядка на территории не определен, а это значит, что и ответственных за ликвидацию мусора нет. Принятие закона разъяснит правовые аспекты и исключит возможность уклонения и перекладывания задач на сторонних подрядчиков.

Что такое несанкционированная свалка?

От твердых бытовых отходов люди избавляются повсеместно. Они оставляют мусор за собой в парке, оставляют пакеты под лавочками и бросают окурки из окон собственных квартир. Но подобные загрязнения убираются дворниками и рабочими коллективами в рамках субботника. Понятие несанкционированной свалки было закреплено в 2021 году приказом Роспотребнадзора — это объект, содержащий ТБО на площади от 10 кв. м или объемом не менее 5 кубометров.

Текущий законопроект предлагает несколько изменить это определение. Так, свалкой будет считаться только тот объект, который соответствует обоим параметрам. Поэтому более мелкие скопления мусора должны будут ликвидироваться работниками коммунальных служб.

Вопросы финансирования

Закон не обязывает местные органы власти лично выходить на разбор свалок. Напротив, они вправе нанимать государственных и частных подрядчиков, располагающих техникой для уборки, вывоза и переработки ТБО. Но за подобный труд нужно платить. Поэтому вопросы финансирования весьма актуальны. Разработчик законопроекта предложил три варианта на выбор:

  • Деньги, полученные в бюджет за негативное влияние на окружающую среду от фабрик и заводов;
  • Штрафы и пени, начисленные за нарушение правил экологической безопасности;
  • Выплаты, взысканные за загрязнение окружающей среды через суд.

Может показаться, что подобные источники финансирования не способны покрыть все расходы на приобретение техники, оплату труда или найм подрядчиков. Но это совершенно не так – поступления в бюджет по этим статьям в большинстве регионов значительны. Например, в 2022 году в Красноярском крае предприятиями за загрязнение окружающей среды было внесено 2,58 млрд. рублей, в Свердловской области – 1,8 млрд., а в «непромышленных» регионах платежи составили 0,3-0,4 млрд. Этой суммы вполне достаточно, чтобы сделать борьбу со свалками национальной и вовлечь в нее всю Россию.

Новый закон вступит в силу в сентябре. Не исключено, что одновременно с ним следует ожидать и ужесточение ответственности за выброс мусора в неположенных местах и нарушение правил экологической безопасности.

    Давайте свяжемся!

    Это бесплатно

    $('body').activity({ 'achieveTime':60 ,'testPeriod':10 ,useMultiMode: 1 ,callBack: function (e) { ga('send', 'event', 'Activity', '60_sec'); ym(52736050, 'reachGoal', 'phone'); return true; } });